Краткий толкователь

Екк 1

1 Екклесиаст - возглавитепь собрания или проповедник, или же один из слушателей, сам поучающий других членов общины.

2 "Суета" (евр "гевел") - первое значение этого слова: дыхание, осевший пар; "гевел" в евр поэзии принадлежит к образам (как вода, тень, дым и т. д.), служащим для описания мимолетности человеческого существования. Здесь это слово потеряло свое конкретное значение и выражает иллюзорность бытия всего и разочарование, возникающее у людей, констатирующих свою недолговечность.

3 Труд (евр "амал") - относится чаще всего к тяжелому труду, напр к работе раба (ср Втор 26 7); в широком смысле означает страдание. У Екк это слово употребляется очень часто: в глагольной форме - 13 раз, как существительное - 20 раз.

4-9 Детерминизм космоса - монотонный ритм человеческого существования удручает Екклесиаста, в то время как стройность мироздания вызывает восхищение Иова (38-40) и псалмопевца (Пс 104) и приводит их к поклонению Творцу.

12-14 Сам Соломон, несмотря на всю свою мудрость (3 Цар 4 29) и роскошь, в которой он жил (3 Цар 10 4-7), не познал счастья.

Екк 2

12-16 "Мудрость, безумие и глупость" - мудрость не дает никакого преимущества: мудрый будет забыт, как и глупый. Однако лучше обладать мудростью: мудрый ходит в свете, а глупый - во тьме.

24 Это изречение эпикурейского стиля является полемическим аргументом. Хотя автор пользуется им как припевом (3 12-13; 5 15; 8 15; 9 7), этим не ограничивается его понимание смысла жизни, неотделимое от убеждения, что человек должен "делать доброе" (3 12), трудиться и видеть "доброе во всяком труде своем" (3 13), что Бог "дает мудрость, знание и радость" тому, кто "добр перед лицом Его" (2 26).

26 Грешник должен "копить, чтобы после отдать доброму" - так утверждали мудрые, чтобы противодействовать соблазну, который мог возникнуть при виде богатства нечестивых (ср Притч 11 8; 13 22; Иов 27 16 сл). Екклесиаст относится к этому, не удовлетворяющему его, утверждению несколько иронически и заключает: "И это суета и томление духа".

Екк 3

В жизни светлое и мрачное чередуются. Смерть наложила свой отпечаток на жизнь, состоящую из последовательности несогласованных действий (стт 1-8), без цели (стт 9-13), если не считать целью смерть, которая, однако, бесцельна (стт 14-22).

11 Бог "вложил мир (букв целость времени) в сердце их" - человек может размышлять о совокупности происходящего в мире (или во времени) и становиться выше текущего момента, но не может "до конца" постигнуть дел Божиих.

15 "Бог воззовет прошедшее" - (букв преследуемого или "гонимого", согласно мидрашу Когелет Рабба).

16 "Место суда, а там беззаконие", т. е. вместо правосудия царит несправедливость.

21 Это как бы случайно выраженное сомнение еще усиливает страх смерти. Конец книги менее пессимистичен: жизнь возвращается к Богу, Который ее дал.

Екк 4

Отрицательные стороны общественной жизни: угнетение слабых сильными (1-3), бесплодный труд одинокого человека (8-12), неразумное увлечение политикой (13-16), внешняя религиозность и злоупотребление обетами (17-5 б).

Екк 5

5 "Не говори пред Ангелом: это ошибка!" Перед Ангелами нельзя оправдываться, ибо им поручено взвешивать добрые дела (ср Тов 12 12 сл; Деян 10 4); под ангелом иногда понимается священник, ждущий исполнения обета (ср Мал 2 7). У LXX "ангел" заменен словом "Бог". О грехах по ошибке, т. е. по неведению, грехах невольных, см Лев 4; Числ 15 22 сл.

9-19 Здесь дано сатирическое изображение не скупого богача, как у пророков, а самого богатства. Оно непрочно и не приносит счастья, независимо от того, как приобретено и как им пользуются. Эти критические замечания подготовляют к принятию евангельского призыва - отрешиться от богатства (см Мф 6 19-21, 24, 25-34).

Екк 7

7 - 8 15 Закон утверждал принцип коллективного воздаяния: Израиль будет счастлив, если останется верным; в случае же неверности его постигнет несчастье (ср Втор 7 12 сл; 11 26-28; 28 1-68; Лев 26). Мудрые применили этот принцип к личной судьбе человека: Бог воздает каждому по делам его (Притч 24 12; Пс 62 13; Иов 34 11). Отсюда они заключали, что судьба человека зависит от его верности Закону. Когда опыт жизни противоречил этому, говорили: счастье злого преходяще, несчастье праведного временно (ср Пс 37 и речи друзей Иова). Екклесиаст опровергает этот тезис. Классическому ответу (7-8) он противопоставляет скептицизм (7 9-12). Судьбу надо принимать такой, какой она приходит, не стараясь ее объяснить (7 13-15). Если даже жизнь и смерть распределены как будто несправедливо (7 15), не стоит делать сверхчеловеческих усилий (7 16-18). Репутация не имеет значения (7 19-22). Факты необъяснимы, реальность представляет собой непостижимую тайну (7 23). Слепая безжалостная судьба, которой и царь не избегает (8 1-9), вызывает недоумение и огорчает (8 10-14). Заключение: 8 15.

14 "Чтобы человек ничего не мог сказать против Него" (букв - чтобы человек ничего не находил за собою, т. е., чтобы ни на что не мог опереться помимо Бога).

Екк 9

1 "Человек ни любви, ни ненависти не знает" - хотя он испытывает эти чувства, они для него таинственны. Любовь слепа, как смерть и участь, и действие ее неотвратимо.

5-6 Смерть положит конец всему. Эта уверенность умеряет призыв к радости (стт 7-8; ср 2 24), который завершается советом быть верным супружеской любви вплоть по окончательной разлуки.

Екк 11

1 "Отпускай хлеб твой по водам" - некоторые истолкователи полагают, что речь идет о приманке для рыбы, которая возвращается бросившему в ее виде улова; другие же считают, что автор имеет в виду мореплавание из коммерческих побуждений. Во всяком случае это увещание - не бояться риска - дополняет поучение Екклесиаста своим ученикам: с одной стороны, он предостерегает их от иллюзий, чтобы у них не было разочарований и неудач, с другой - он не хочет их обескураживать и в конечном итоге советует идти на риск.

7-8 Долголетие было наградой, обещанной израильтянам (во Втор 5 16, 33; 11 9, 21; 22 7 и т. д.), высшим блаженством праведника согласно учению мудрых. По мнению же Екклесиаста, старость не приносит счастья, она неотделима от страха смерти, сожаления об ушедшей юности (11 8-12 2); это замедленная жизнь (12 3-5), ожидание неизбежного (12 5-7).

Екк 12

5 "Рассыплется каперс" - объясняется по-разному. Быть может здесь продолжается описание возвращающейся весны: в то время, как жизнь покидает человека, природа воскресает от зимнего сна и кузнечик тяжелеет от преизбытка пищи.

7 То, что в человеке взято из земли, возвращается в прах. Дух же возвращается к Богу: ничто на земле не может его удовлетворить - значит не все в нем происходит от земли.

8 "Суета сует" - книга завершается, как и началась, но теперь мы можем измерить пройденный путь. Екклесиаст показал человеку как его ничтожество, так и величие, убеждая его, что мир его недостоин. Он внушает ему, что вера должна быть бескорыстна, что молитва должна быть поклонением твари, сознающей свое ничтожество перед лицом тайны Божией.

9-14 Это добавление написано другим лицом. Автор - вероятно ученик Екклесиаста: он восхваляет своего учителя и заканчивает книгу в той же идеологической тональности.