Псалтирь

У Израиля, как и в соседних странах - Египте, Месопотамии, Ханаане - всегда процветала лирическая поэзия. Ее образцы встречаются во многих исторических книгах, напр., песнь Моисея (Исх 15), песнь о колодце (Числ 21 17, 18), победный гимн Деворы (Суд 5), плач Давида о Сауле и Ионафане (2 Цар 1), хвалебные песни Иуде и Симону Маккавеям (1 Мак 3 3-9 и 14 4-15). И в НЗ звучат песни: "Величит душа Моя Господа", "Благословен Бог" и "Ныне отпускаешь". К этому же роду словесности принадлежат многие фрагменты пророческих книг и древние внебиблейские сборники, от которых до нас дошли одни лишь названия и небольшие отрывки: книга Браней Ягве (Числ 21 14) и книга Праведного (Ис Нав 10 13; 2 Цар 1 18). Подлинное сокровище религиозной лирики Израиля нам сохранил Псалтирь.

Псалтирь (от греч букв. струнный инструмент, напоминающий наши гусли или арфу, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения) представляет собой сборник из 150 псалмов. Греч. Псалтирь насчитывает 151 псалом, а сириакский перевод 155. Недавние открытия у Мертвого моря позволили восстановить евр. оригинал Пс 151 и двух последних сириакских псалмов.

От Пс 10 до Пс 148 нумерация евр. Библии (которой мы здесь следуем) опережает на одну единицу нумерацию LXX и Вульг, в которых Пс 9 и 10, Пс 114 и 115 соединены, а Пс 116 и 147 разделены на два. По-евр. Псалтирь называется "тегиллим", т. е. песни хвалы. Отдельные псалмы чаще всего озаглавлены "мизмор", что указывает на музыкальный аккомпанемент; некоторые псалмы называются песнями, напр., "Песни восхождения" (120-134).

Содержание Псалтири

Разнообразны поводы, вдохновляющие псалмопевца: исторические события; превратности личной жизни, направляющие человека к единому источнику упования; тоска по Богу души, проникнутой раскаянием, ее благодарность неисчерпаемой благости Божией, ее восторг перед величием Творца, Его всемогуществом и премудростью, перед совершенством Его творения. И эти тихие воздыхания и торжествующие славословия то звучат как бы в келейном уединении, то подхвачены хором молящегося народа. И над всем этим томлением по Богу, над всею личной и всенародной житейской скорбью и духовною радостью господствует одна заветная дума, одно нетерпеливое ожидание - Мессии грядущего, при мысли о Котором дух псалмопевца исполняется пророческой силою.

Анализ смыслового содержания позволяет установить, что главными темами песнопений были:

а) исторические события общенародной жизни - в псалмах 44, 60, 74, 79, 83, 85, 108, 123, 125, 126, 144; - 48, 65, 118, 124, 129, 137; - 20, 21, 61;

б) испытания жизни личной - в псалмах 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 25, 26, 28, 30, 31, 35, 39, 41, 53, 54, 56, 59, 64, 69, 70, 71, 86, 88, 90, 109, 115, 116, 120, 121, 131, 140, 141;

в) сокрушение о содеянном грехе - в псалмах 6, 32, 38, 51, 102, 130, 143, именуемых "покаянными";

г) избыток благодарности Богу и славословие - в псалмах 8, 19, 29, 33, 66, 75, 76, 81, 91, 92, 95, 100, 103, 104, 111, 113, 117, 127, 134, 135, 138, 139, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151;

д) тоска по Богу и ревность по Его славе - в псалмах 42, 43, 48, 63, 84, 114, 115, 122, 135;

е) созерцание путей добро и зла и участи праведных и неправедных - в псалмах 15, 24, 82, 101, 119; - 37, 49, 52, 58, 73; 40, 50; - 1, 23, 27, 34, 36, 62, 112, 128, 133;

ж) обетования и благодеяния Божии избранному народу, его неблагодарность и падения, временные кары и конечное спасение - в псалмах 68, 77, 114, 136; 78, 105, 106, 107;

з) пришествие и вечное царство Мессии - в псалмах 89, 132; - 2, 16, 22, 45, 72, 110; 47, 67, 87, 93, 96, 97, 98, 99.

Виды Псалмов

Изучение литературной формы псалмов дало основу для разделения их на три вида:

1. Хваления - к ним можно отнести Пс 8, 19, 29, 33, 46-48, 76, 84, 87, 93, 96-100, 103-106, 113, 114, 117, 122, 135, 138, 145-150. Среди них можно выделить "Песни Сионские" (Пс 46, 48, 76, 87), прославляющие святой город, где обитает Ягве, и "псалмы Царства Ягве" (47, 93, 96-98), воспевающие всемирное царство Божие в стиле, напоминающем пророческие писания.

2. Прошения коллективные или индивидуальные - псалмы страдания или плача. Они представляют собой непосредственное обращение к Богу, - вопль о спасении, зов на помощь, заверение в невиновности (Пс 7, 17, 26) или исповедание грехов (Пс 51 и др. покаянные псалмы). Завершаются они выражением упования на Бога (Пс 3, 5, 42-43, 55-57, 63, 130 и т. д.), уверенности в том, что молитва услышана, и благодарением (напр., Пс 6, 22, 69, 140). Свое бедственное положение псалмопевцы описывают языком традиционных метафор, оставляя в стороне конкретные факты своей жизни.

3. Благодарения Богу, дарующему просимое, часто завершают прошения. В некоторых псалмах тема благодарения становится центральной, напр, в Пс 18, 21, 30, 33, 34, 40, 65, 68, 92, 116, 118, 124, 129, 138, 144.

Другие типы псалмов: граница между видами (1-2-3) не очерчена строго. Темы часто переплетаются. Псалмы различаются друг от друга также вследствие проникновения в Псалтирь элементов не лирического характера: в псалмах дидактических (напр, в Пс 1, 112, 127) преобладают философские моменты, в других псалмах содержатся более или менее пространные пророчества (напр, в Пс 2, 50, 75, 81, 85, 95, 110) или образная символика (речь идет, напр, о чаше, огне, горниле и т. д.). Наконец, несомненна связь Псалтири с храмовым богослужением.

Царские Псалмы

В Псалтири встречаются несколько "царских" песней, принадлежащих к разным видам псалмов. Они заключают молитвы (напр, в Пс 20, 61, 72) и благодарения за царя (Пс 21), являются прорицаниями (Пс 2 и 110), царской песнью восхождения (Пс 132) и т. д. Быть может, они были псалмами восшествия на престол. Несмотря на использование общей для данной эпохи фразеологии, израильское представление о царе во многом отличается, напр., от египетского или месопотамского. Царь избранного народа - Помазанник Ягве (по-евр Мессия, по-греч Христос). Помазание превращает его как бы в наместника Ягве на земле. Он называется приемным сыном Божиим, царствование которого не будет иметь конца, его могущество распространится до пределов земли. Он будет спасителем своего народа и установит мир и справедливость. Идея царского мессианства, впервые возвещенного пророком Нафаном (2 Цар 7), выражается в псалмах 89 и 132. Так поддерживается в народе ожидание Мессии - потомка Давида.

Кем и когда были сложены Псалмы?

Псалмопевец по-преимуществу, высочайший представитель этого рода священной поэзии и учредитель преемственного псалмотворческого служения при Скинии (1 Пар 6 31 сл) - Царь-певец Давид (ок. 1000 лет до Р. Х.). Из 150 псалмов, составляющих Псалтирь, 73 согласно евр тексту, 84 согласно греческому носят его имя. Но кроме Давидовых псалмов, вошли в это собрание и другие, принятые в богослужебный чин, песнопения. Десять псалмов (а именно: 42, 44-49, 84, 87, 88) наименованы "псалмами сынов Кореевых" (ср с Числ 26 11, 58; 1 Пар 6 37).

Двенадцать псалмов (50, 73-83) объявлены творениями певца Асафа, современника Давида, принадлежавшего также к дому Корея; но так как некоторые из них сложены позднее, то и здесь речь идет о преемственном служении рода. Над псалмом 88 значится имя Емана, брата Асафова (1 Пар 6 33; 15 17), над псалмом 89 имя певца Ефана (1 Пар 6 44; 15 17). Все эти псалмотворцы - члены колена Левиина и, по-видимому, одного семейного союза. Псалом 90 приписан Моисею, псалом 72 Соломону. Остальные псалмы безымянны (анонимны). Хронологическую последовательность возникновения псалмов можно представить себе приблизительно так: данный Давидом импульс продолжал действовать в течение нескольких столетий: т. наз. "царские псалмы", по всем имеющимся данным, восходят к эпохе царств (Иудейского и Израильского); псалмы "царства Ягве", изобилующие отзвуками других псалмов и второй части Исаии, были составлены во время плена, как и те псалмы, которые, подобно Пс 137, говорят о разрушении Иерусалима и о переселении. Возвращение из плена воспевается в Пс 126. И последующий период был, по-видимому, плодотворен в области псалмотворчества: то было время расцвета культа в восстановленном храме, когда храмовые певцы были приравнены к левитам, а авторы книг премудрости, как напр. Сын Сирахов, писали свои поучения в форме псалмов для их более широкого распространения.

Псалтирь и Новый Завет

Перед началом нашей эры среди иудеев была жива надежда на пришествие Мессии из царского рода Давида. Для христиан она осуществилась с пришествием Иисуса Христа. Тексты Псалтири постоянно цитируются в НЗ, чаще всего Пс 110. НЗ и христианское предание относят ко Христу Пс 16 и 22 и стихи многих других псалмов, в частности Пс 8, 36, 40, 41, 68, 69, 97, 102, 118, а псалмы царства Ягве относят к царству Христову. Даже если это применение в некоторых случаях выходит за рамки буквального смысла, оно остается закономерным, поскольку чаяния, которыми исполнена Псалтирь, полностью осуществились только с приходом на землю Сына Божия.

Сам Иисус Христос как благочестивый иудей пел псалмы. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в Иерусалим на пасхальное паломничество евреев. От Назарета до Иерусалима паломники пели псалмы восхождения (120-134). В годы Своего общественного служения Христос принимал участие во всех главных праздниках в храме. В подтверждение Своего посланничества Он приводил свидетельство псалмов чаще, чем другие тексты ВЗ.

Евангелисты отметили, что после Тайной Вечери Он с учениками вместе пел псалмы по дороге в Гефсиманский сад (Мф 26 30; Мк 14 26). Это были очевидно благодарственные пасхальные псалмы (114-118). Даже на Кресте слова псалмов приходят Христу на память. Иоанн Богослов утверждает (19 28), что Христос сказал: "Жажду", дабы исполнились слова Писания: "В жажде Моей напоили Меня уксусом" (Пс 69 22). "Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?" - начало 22 псалма, предсказывающего страдание и торжество Мессии, а последние слова Иисуса: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" - вторят 6-му ст 31-го псалма.

Христианская Церковь включила псалмы без изменений в свое богослужение; без изменения слов, но со значительным обогащением смысла: учение Христа, Тайная Вечеря, Крестные муки и Воскресение углубили понимание псалмов, подтвердили их пророческие прозрения, исполнили с преизбытком все чаяния ветхозаветного человечества.

У христиан может возникнуть вопрос: следует ли читать псалмы, проклинающие врагов? Кажется, что ничто так не противоречит евангельскому духу. Вот как разрешается это кажущееся противоречие: враги эти - не наши враги, а враги Бога и Христа, простившего своим палачам и Петру, но со строгостью обличавшего фарисеев и "мир". Эти враги Божии находятся не только во вне, но и в нас самих - это наши грехи. Чтение этих псалмов может охранить от теплохладности, возбуждая нашу ненависть не против грешников, но против зла и греха.

Псалтирь - руководство к молитве и прославлению Бога

Иудейские толкователи утверждали, что "Закон есть Пятикнижие Господа к народу, а Псалтирь" (который евреи разделили на пять отдельных книг) "есть Пятикнижие народа ко Господу". Иными словами: в первом Пятикнижии даны народу законы для исполнения; по второму Пятикнижию можно видеть, какое влияние оказывали эти законы на жизнь избранного народа.

И в раннехристианскую и в святоотеческую эпохи Псалтирь служил превосходным руководством к молитве и прославлению Бога.

В первые времена христиане пением псалмов воодушевляли себя к подвигам благочестия; псалмы поддерживали их во дни гонений, давали силу мужественно переносить страдания; псалмы же служили им назиданием при отдыхе среди различных трудов и занятий. "Я думаю, - говорит св. Афанасий Великий в послании к Маркеллину об истолковании псалмов, - что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, - видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных Псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны".

О благодатном действии чтения Псалтири на душу верующего св. Василий Великий в Беседах на Псалмы говорит:

"Всяко писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим 3 16), для того написано Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство - каждый от собственного своего недуга".

"Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утешает мятежные и волнующие помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, изобретя совокупное пение вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик".

"Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения, и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом по плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровение таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий пророк приспособил к так называемому псалтирю, (Псалтирь в данном контексте означает струнный инструмент), давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше - от Духа." (Творения св. Василия Великого, СПБ. 1911, т. 1 стр. 94 сл.)

Церковно-Славянская Псалтирь

"Мефодий и Константин (Кирилл)" - читаем в Несторовой летописи за 898 г. - "преложиста Псалтырь". Они дословно пересказали по-славянски греческий перевод LXX. С укоренением христианства на Руси книга Псалмов становится любимою книгою народа. По Псалтири учатся грамоте; без Псалтири не обходится благочестивый книголюб; Псалтирь читается над покойником. Вся старорусская письменность переполнена ссылками на Псалтирь.

В Церкви Псалтирь читается при каждом утреннем и вечернем богослужении и прочитывается вся в течение недели, за время же Великого Поста и дважды в неделю. Псалтирь служит первоисточником большей части утренних и вечерних молитв, как и всех вообще предуказанных или творимых Церковью молитвословий.


Краткий толкователь к Книге Первой (Псалмы 1 - 41)

Краткий толкователь к Книге Второй (Псалмы 42 - 72)

Краткий толкователь к Книге Третьей (Псалмы 73 - 89)

Краткий толкователь к Книге Четвёртой (Псалмы 90 - 106)

Краткий толкователь к Книге Пятой (Псалмы 107 - 151)